Святогорск. Памятник Артему

Святогорск. Памятник Артему

Памятник Артёму — название памятника установленного на Лысой горе, на правом берегу реки Северский Донец (возле города Святогорск, Донецкая область, Украина), на территории Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.
Памятник сооружен в 1927 году в честь Фёдора Андреевича Сергеева (Артёма), революционера, советского государственного и партийного деятеля, основателя Донецко-Криворожской Советской Республики, председателя Донецкого губисполкома.
Автор памятника — скульптор И. П. Кавалеридзе.
Историческая ценность
27 декабря 2001 года Правительство Украины определило наиболее ценные в художественном плане памятники монументального искусства Украины и внесло их в Государственный реестр национального культурного наследия. Среди 44 выдающихся произведений значится монументальная скульптура Артёма (Фёдора Андреевича Сергеева) 1927 года в г. Святогорск Донецкой области.
В 2007 году исполнилось 80 лет с того времени, как скульптор И. П. Кавалеридзе создал на высоком холме, правого берега Донца гигантскую фигуру революционера, государственного и профсоюзного деятеля первых лет Советской власти — Федора Андреевича Сергеева (Артёма). Этот памятник, как и некоторые другие конструктивистские проекты художника, не всегда одинаково воспринимались и оценивались обществом и властью.
Так, в начале 60-х годов XX века, во время кампании против авангардистских течений в искусстве, уничтожающая критика в адрес Кавалеридзе и его «ужасных произведений» прозвучала из уст Н. С. Хрущева, в то время руководителя государства. Впоследствии оценки изменились и творческие достижения талантливого скульптора, кинорежиссёра, драматурга вошли в сокровищницу украинской и мировой культуры.
Накануне 120 годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева оживился интерес к этой неординарной личности. Деятельность Артёма на руководящих должностях на Украине и в Донбассе и сейчас является предметом исследований историков, политологов, экономистов. Трагическая гибель Артёма в 1921 году до сих пор не имеет четкой картины последних минут и причин катастрофы 24 июля на Московско-Курской железной дороги.
Время от времени оценка деятельности Артёма, иногда на бытовом уровне, трансформируется в вопрос о целесообразности увековечения имени Артёма в памятниках, названиях городов, улиц, предприятий. В этом ракурсе постройка памятника Артёму в Святогорске тоже воспринимается неоднозначно. Это связано с тем, что современный курорт Святогорск становится привлекательным, а по некоторым признакам «культовым» городом, в широком смысле этого слова.
Исторически обусловлено развитие Святогорского Успенского монастыря как своеобразного православного центра юго-восточной Украины. Живописный ландшафт Национального природного парка «Святые Горы» в сочетании с рекреационными возможностями и лечебными факторами создаёт благоприятные условия для отдыха и оздоровления. Но больше всего поражает совокупность памятников культуры разных эпох и художественных стилей, создающих уникальный комплекс историко-архитектурного заповедника г. Святогорск.
Монумент Артёма — заметная часть ландшафта Святогорска и одна из его архитектурных доминант. Вместе с тем, памятник Артёму обусловил формирование рядом с собой Мемориала Великой Отечественной войны. Сложился своеобразный комплекс памятников истории и искусства XX века.
Формируя новейшее культурную среду, монумент Артёма в то же время самоценен как художественное произведение, аналогов которому сложно найти. Бесполезно искать в памятнике черты «чистого» стиля. Несмотря на общепризнанное отнесения Артёма к кубизму, следует заметить, что сам автор отрицал упрощенное отношение к своему произведению.
Влияние авангардистского направления безусловно чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего рождении энергией революционной эпохи, которая формировала свое «собственное культурную среду». «Артём» довольно точно отражает особый период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX века.
Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор монумента и сам Артём жили в одно и то же время, были почти ровесниками, «дышали» одним воздухом, оказывались в одном же и потому городе. Только случайным стечением обстоятельств можно объяснить тот факт, что находясь за границей, в Париже, в нач. XX в. будущий художник и будущий революционер входили в одну и ту же жилище, имели общий круг знакомых, принимали помощь одного человека — известного ученого И. Мечникова. Фёдор Сергеев и Иван Кавалеридзе формировались в одном историческом измерении и среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному и шли разными путями.
Федор мечтал превратить человеческое общество путем борьбы в этом обществе. Иван — отразить яркие фигуры и историческую судьбу этого общества и этой борьбы. Именно поэтому памятник Артёму сохраняет «живую связь» времени между эпохами и людьми, отражает идеалы и движущие силы прошлого исторического времени, вторит энергию мощных преобразований и трагических событий. Памятник объединил мечты этих двух талантливых личностей XX века, хотя одному судьба дала 91 года жизни, а другому отпустила всего 38 лет.
После гибели 24 июля 1921 года Фёдора Андреевича Сергеева в железнодорожной катастрофе. 3 августа 1921 года Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет принимает Постановление об увековечении памяти товарища Артёма (Сергеева), а именно:
Учитывая огромные заслуги товарища Артёма (Сергеева) перед революцией и пролетариатом и особенно перед рабочими горной промышленности Донецкого бассейна, для увековечения имени славного борца за освобождение рабочего класса в памяти будущих поколений трудящихся Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет Постановил:
 "3. Соорудить тов. Артёму (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта."






Примечания







Комментариев нет:

Отправить комментарий