Святогорск. Памятник Артему
Памятник Артёму — название памятника установленного на Лысой горе, на правом берегу реки Северский Донец (возле города Святогорск, Донецкая область, Украина), на территории Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника.
Автор памятника — скульптор И. П. Кавалеридзе.
Историческая ценность
27 декабря 2001 года Правительство Украины определило наиболее ценные в художественном плане памятники монументального искусства Украины
и внесло их в Государственный реестр национального культурного
наследия. Среди 44 выдающихся произведений значится монументальная
скульптура Артёма (Фёдора Андреевича Сергеева) 1927 года в г. Святогорск Донецкой области.
В 2007 году исполнилось 80 лет с того времени, как скульптор И. П. Кавалеридзе создал на высоком холме, правого берега Донца гигантскую фигуру революционера, государственного и профсоюзного деятеля первых лет Советской власти — Федора Андреевича Сергеева (Артёма). Этот памятник, как и некоторые другие конструктивистские проекты художника, не всегда одинаково воспринимались и оценивались обществом и властью.
Так, в начале 60-х годов XX века, во время кампании против авангардистских течений в искусстве, уничтожающая критика в адрес Кавалеридзе и его «ужасных произведений» прозвучала из уст Н. С. Хрущева, в то время руководителя государства.
Впоследствии оценки изменились и творческие достижения талантливого
скульптора, кинорежиссёра, драматурга вошли в сокровищницу украинской и
мировой культуры.
Накануне 120 годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева оживился
интерес к этой неординарной личности. Деятельность Артёма на руководящих
должностях на Украине и в Донбассе и сейчас является предметом исследований историков, политологов, экономистов. Трагическая гибель Артёма в 1921 году до сих пор не имеет четкой картины последних минут и причин катастрофы 24 июля на Московско-Курской железной дороги.
Время от времени оценка деятельности Артёма, иногда на бытовом
уровне, трансформируется в вопрос о целесообразности увековечения имени
Артёма в памятниках, названиях городов, улиц, предприятий. В этом
ракурсе постройка памятника Артёму в Святогорске тоже воспринимается
неоднозначно. Это связано с тем, что современный курорт Святогорск
становится привлекательным, а по некоторым признакам «культовым»
городом, в широком смысле этого слова.
Исторически обусловлено развитие Святогорского Успенского монастыря как своеобразного православного центра юго-восточной Украины. Живописный ландшафт Национального природного парка «Святые Горы»
в сочетании с рекреационными возможностями и лечебными факторами
создаёт благоприятные условия для отдыха и оздоровления. Но больше всего
поражает совокупность памятников культуры разных эпох и художественных
стилей, создающих уникальный комплекс историко-архитектурного
заповедника г. Святогорск.
Монумент Артёма — заметная часть ландшафта Святогорска и одна из его
архитектурных доминант. Вместе с тем, памятник Артёму обусловил
формирование рядом с собой Мемориала Великой Отечественной войны. Сложился своеобразный комплекс памятников истории и искусства XX века.
Формируя новейшее культурную среду, монумент Артёма в то же время
самоценен как художественное произведение, аналогов которому сложно
найти. Бесполезно искать в памятнике черты «чистого» стиля. Несмотря на
общепризнанное отнесения Артёма к кубизму,
следует заметить, что сам автор отрицал упрощенное отношение к своему
произведению.
Влияние авангардистского направления безусловно
чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические
черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего
рождении энергией революционной эпохи, которая формировала свое
«собственное культурную среду». «Артём» довольно точно отражает особый
период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX
века.
Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор
монумента и сам Артём жили в одно и то же время, были почти ровесниками,
«дышали» одним воздухом, оказывались в одном же и потому городе. Только
случайным стечением обстоятельств можно объяснить тот факт, что
находясь за границей, в Париже, в нач. XX в. будущий художник и будущий
революционер входили в одну и ту же жилище, имели общий круг знакомых,
принимали помощь одного человека — известного ученого И. Мечникова.
Фёдор Сергеев и Иван Кавалеридзе формировались в одном историческом
измерении и среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному и шли
разными путями.
Федор мечтал превратить человеческое общество путем борьбы в этом
обществе. Иван — отразить яркие фигуры и историческую судьбу этого
общества и этой борьбы. Именно поэтому памятник Артёму сохраняет «живую
связь» времени между эпохами и людьми, отражает идеалы и движущие силы
прошлого исторического времени, вторит энергию мощных преобразований и
трагических событий. Памятник объединил мечты этих двух талантливых
личностей XX века, хотя одному судьба дала 91 года жизни, а другому
отпустила всего 38 лет.
После гибели 24 июля 1921 года Фёдора Андреевича Сергеева
в железнодорожной катастрофе. 3 августа 1921 года Всеукраинский
Центральный Исполнительный Комитет принимает Постановление об
увековечении памяти товарища Артёма (Сергеева), а именно:
Учитывая огромные заслуги товарища Артёма (Сергеева) перед революцией
и пролетариатом и особенно перед рабочими горной промышленности
Донецкого бассейна, для увековечения имени славного борца за
освобождение рабочего класса в памяти будущих поколений трудящихся
Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет Постановил:
"3. Соорудить тов. Артёму (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта."
Примечания
Комментариев нет:
Отправить комментарий