Прокат автомобилей – популярный, но не всегда прозрачный
бизнес. «Главред» разбирался, какие «подводные» камни таит в себе такая
услуга.
Прошлым летом итальянец Альберто Росси посетил Украину. Начитавшись на форумах «страшных» историй об украинских поездах, он решил путешествовать по нашей стране на арендованном автомобиле.
«Цены на аренду машин в вашей стране почти как в аэропортах Венеции
(там традиционно дорого, так как компании рассчитывают на состоятельных
туристов. – прим. «Главред»), но сервис… Это какой-то ужас. Мне дали
какую-то убитую машину, и это стоило 50 евро в сутки. Я решил ее
вернуть. Приехал, но вместо 50 евро с меня потребовали 100. Потому что
прошло не ровно 24 часа, а 24 часа 20 минут», - сетует Альберто. В
контракте, который подписал итальянец, был прописан пункт, что срок
аренды машины рассчитывается, исходя из круглых суток. То есть, если
клиент просрочил возврат даже на 10 минут, он оплачивает суточную
аренду. Юридически закон на стороне прокатной компании, но фактически
Альберто – жертва в такой ситуации. Поверив менеджеру компании, он не
стал требовать перевода договора на английский язык и подписал
украинскую версию.
Это далеко не единичный пример. На различных форумах много жалоб в
адрес прокатных компаний. Евро-2012 привлечет в Украину около 300 тысяч
болельщиков, и есть все основания предположить, что спрос на такой вид
услуг будет довольно высоким. «Главред» выяснял, как обезопасить себя в подобных случаях от неприятных сюрпризов.
Гибкие цены
Самый важный момент в аренде машины – страховка автомобиля на случай
аварии. Во-первых, далеко не всегда всю стоимость ущерба покрывает
страховая компания. Во-вторых, часто разбирательство страховиков
затягивается на несколько месяцев, и все это время залоговая часть,
которую внес клиент за авто, находится у прокатной компании (обычно это
касается тех случаев, когда клиент расплачивается карточкой, часть
денег блокируется на его счету, и на разблокировку требуется много
времени и сил). К слову, залоговая часть в Украине в 1,5-2 раза выше,
чем за рубежом. В Украине цены стартуют от 600 долларов.
Недешев, даже по европейским меркам, и сам прокат автомобилей. В
среднем цены на прокат в «не сезон» у крупных сетевых операторов на
минимальный срок (один-три дня) составляют: 38-65 евро для автомобилей
В-класса, 65-102 евро для авто С-класса, 100-128 евро для D-класса и
120-180 евро для Е. У местных цены, как правило, на 5-10% ниже, в том
числе и за счет наличия в парке недорогих отечественных машин. Как
правило, в высокий сезон все автопрокатчики поднимают тарифы на 15-30%.
Однако этим летом цены вырастут еще больше. Виной всему – Евро-2012.
В среднем, по данным опроса «Главреда», проведенного среди компаний,
сдающих аато, тарифы на этот период вырастут на 15-40%. В частности,
такая ценовая вилка наблюдается у таких крупных компаний, как Sixt,
Avis, Budget, Europcar, Hertz. Региональные игроки намерены шагнуть еще
дальше – некоторые планируют поднять цены в два, а то и три раза. Так,
например, сейчас на сайте одной из украинских прокатных компаний Skoda
Fabia сдают в аренду за 38 евро, в дни проведения матчей в Украине эта
машина будет стоить около 100 евро в сутки.
К данным тарифам стоит добавить и стоимость дополнительных услуг:
например, аренду детского кресла или GPS-навигатора. К слову, данный
набор, в отличие от своих зарубежных коллег, отечественные операторы
только недавно начали предлагать своим клиентам.
Трудности перевода
Помимо вышеописанного случая с итальянцем Альберто Росси, есть еще
несколько неприятных ситуаций, в которые может попасть клиент,
арендующий машину. Например, строгая посуточная оплата – это
действительно базовые требования большинства европейских сетевых крупных
компаний, которые зарабатывают на сдаче машин в прокат. Однако, если за
рубежом клиенту предлагают как минимум два языковых варианта контракта
(как правило, один из них английский), то в Украине далеко не все
компании имеют в штате менеджеров, свободно говорящих по-английски. «У
нас договор только на русском, так как это наиболее востребованный язык
среди наших клиентов. Однако к Евро-2012 мы переведем документы и на
английский», - сообщили в одной из столичных прокатных компаний.
Правда, в некоторых компаниях уже сейчас предлагают подписать договор в
двух языковых вариантах. Но в таких документах могут быть двоякие
толкования и даже разночтения. Отчасти таким образом компании пытаются
лукавить, но уличить их напрямую в этом очень сложно. Ведь возникшее
недоразумение всегда можно списать на трудности перевода и языковые
особенности.
Есть и другие «мелочи». Например, ряд прокатных компаний оговаривает в
контракте пробег автомобиля, то есть, помимо суммы суточной аренды,
устанавливается определенный лимит на километраж. Причем в разных
компаниях своя ценовая политика. Вот, например, известная сеть
устанавливает такой лимит: для одних суток – это 200 км, для семи и выше
– 1200 км. А в небольшой компании – наоборот, чем длиннее срок аренды,
тем меньше установленное ограничение: на сутки – до 350 км, на 4-14 дней
– уже 300 км (в сутки), на две недели – 250 км в сутки. За все, что
наездили свыше, придется доплатить, исходя из 1,5-3 грн за километр.
Учитывая, что машины арендуются в основном для путешествий по стране,
это очень скромный пробег. К примеру, расстояние между Киевом и
Харьковом около 550 км, преодолеть его можно за 5-6 часов. Иными
словами, переплата за ненормированную эксплуатацию машин (с условием,
что машина берется только для поездки в одну сторону) обойдется клиенту в
500-800 гривен.
Стоит также обратить внимание и на условия обеспечения машины топливом.
Некоторые компании заливают полный бак в машине. Однако часто такой
сервис обходится на 10-15% дороже, чем если бы клиент заправил машину на
обычной заправке.
«Мы сдаем машину с полным баком и дополнительной оплаты за это не
требуем. Однако при возврате клиент должен нам вернуть авто тоже с
заполненным топливом баком, или оплатить стоимость бензина по курсу
ближайшей заправки», - рассказал Дмитрий, менеджер столичной компании,
специализирующейся на прокате авто. За немытую машину тоже придется
доплатить. Здесь услуги варьируются от 100 до 250 гривен.
«Обычно такие условия прописываются очень мелким шрифтом, где-то в конце рекламного макета, но эти пункты внесены в договор. Однако обычно клиент сначала заходит на сайт, видит цены, они его устраивают, а на то, что написано где-то внизу, очень мелким шрифтом, он не обращает внимания. И здесь срабатывает психология: он приходит в компанию, подписывает договор, полагая, что уже знаком со всеми условиями», - говорит Александра Потапенко, практикующий юрист. Эксперт советует всем клиентам внимательно читать договора, а иностранцам – просить нотариально заверенный перевод такого документа. По ее словам, если какие-либо пункты в договоре настораживают клиента, за ним всегда остается право попросить внести изменения в такой документ.
Правда, внимательно читать и вносить коррективы в контракт стоит не
только клиентам, но и владельцам прокатного парка машин. «Несколько лет
назад мы наняли для одной пожилой немецкой пары автомобиль с водителем.
Супруги казались такими милыми… Но через час нам перезвонил наш водитель
в полном шоке: немцы решили ходить в туалет… под себя, не выходя из
авто! На все наши претензии клиенты нам показали договор, резонно
указав, что в нем нет пункта, который бы им запрещал такое делать. К
техническим и механическим повреждениям данный вид ущерба не относился.
Так нашему водителю пришлось возить их по Одессе целый день, машину мы
отмывали двое суток», - вспоминает Оксана Меркулова, директор компании,
которая занимается организацией досугов для иностранцев в Одессе.
Источник
Светлана Еремина, «Главред»
Комментариев нет:
Отправить комментарий